Новости — В школах снова будут уроки астрономии

В школах снова будут уроки астрономии

Министр образования и науки России Ольга Васильева обрадовала преподавательское сообщество обещанием вернуть в школьную программу уроки астрономии. Как на слова министра отреагировали ученые и учителя и в каких классах ее лучше преподавать

«Я считаю, что это необходимо. Если вы помните, у нас был час. Я думаю, что этот час нужно вернуть», — сказала Ольга Васильева. Предмет «Астрономия» был исключен из обязательной школьной программы в 1991 году. По словам Васильевой, она еще не знает, за счет какого предмета астрономия вернется в расписания школ. «Пока не знаю, как это будет, но то, что произойдет точно, 100%», — добавила она.

Радость от слов министра быстро разлетелась по школам, Московскому планетарию, астрономическим институтам.

— Как вы оцениваете обещание вернуть астрономию в школу?

Фаина Рублева, научный директор Московского планетария:

— Я очень высоко ценю это пока еще обещание министра, ведь еще совсем недавно о таком подарке мы не могли и мечтать. Именно Московский планетарий весной выступил с инициативой собрать подписи за возвращение астрономии в школьную программу в рамках «Скажи астрономии да». Мы обращались в планетарии других городов, нас поддержали МГУ, «Роскосмос», и мы собрали более 25 тыс. подписей, а сейчас проводим всероссийскую контрольную по астрономии. Это просто подарок! Если министр это сказала, мы можем на это опираться, это очень хороший знак.

Астрономию оставили по желанию в 1991 году. Прошло 25 лет. Это катастрофа, ведь в 2011 году, по данным ВЦИОМ, 30% россиян не знали устройства Солнечной системы.

Они не знали, что Земля вращается вокруг Солнца. Это допустимо в XXI веке в стране, которая запускала первые спутники? Это катастрофа, уровень астрономической грамотности упал ниже некуда.

Владимир Сурдин, старший научный сотрудник ГАИШ МГУ:

— Это хорошо, однако сразу нужно понять, в какой форме произойдет возвращение. Не только мне, но и тем, кто преподает астрономию, очевидно, что это не должен быть выпускной класс. Это было ошибкой — заключать курс физики и естественных наук таким мировоззренческим курсом астрономии.

Она должна быть востребована теми, для кого мы ее преподаем. А востребована астрономия с 5-го по 7-й класс.

Это возраст, когда любознательность детей яркая, активная, школьными предметами они еще не задавлены, и перед ними не висят перспективы вступительных и выпускных экзаменов и ЕГЭ. Мой опыт говорит об этом же. Я преподавал астрономию во всех классах средней школы и даже в детском саду. И точно чувствовал наибольший интерес к ней с 5-го по 7-й класс. Раньше такие курсы называли космография — описательная астрономия без углубления в физику явлений. Без углубления в профессиональные термины, типа систем координат и которые никогда в жизни не пригодятся. Это просто рассказ о том, как устроен мир за пределами Земли. Что мы знаем, что хотим узнать — это вполне ложится на детский интеллект и на всю жизнь закрепится, даже если ребенок не будет знать, что такое прямое восхождение и склонение. А к сожалению, в существующих учебниках астрономия преподается очень сложно и стандартно, как это делается в университете для профессиональных ученых.

Я против астрономии в 10–11-х классах. Пока есть ЕГЭ, никакие подобные предметы в голову не полезут. В выпускном классе в школьном курсе физики есть элементы астрономии, и там их можно оставить. Но этому обязательно должен предшествовать простой описательный курс.

Степан Санников, преподаватель астрономии в Филипповской школе:

— Астрономию изучать крайне необходимо, так как, изучая ее, ребенок начинает подтягиваться по всем остальным предметам. Потому что для правильного понимания астрономии нужны хорошие знания физики, математики, химии и уже даже биологии. Да и любой человек должен знать свое место во Вселенной, знать, по каким законам что происходит.

Потому что сейчас мы видим поток информации, которая вообще с астрономией не связана. Уроки астрономии должны помочь критически относиться к тому, что дети могут найти в интернете и по другим каналам.

А сейчас они верят всему и рассказывают о каких-то марсианских цивилизациях, что в созвездии Ориона замечены какие-то сигналы.

У детей формируется перекос в область лженаучных знаний, и на этом фоне в стране начала активно развиваться астрология. Люди находятся в каком-то астрономическом вакууме. Сейчас в астрофизике главные проблемы — темная материя и темная энергия. У нас в обществе — то же самое, мы живем в какое-то темное время в плане понимания людьми Вселенной.

— Чем важна астрономия для школьников?

Фаина Рублева, научный директор Московского планетария:

— Без астрономии невозможно ничего. Маленький ребенок, который только начинает хлопать глазками, сразу замечает на небе Луну. Он видит звезды, Солнце, он знает, что это такое, это уже начальный курс астрономии. Дальше образование происходит дома — книжки, картинки, дети знают названия планет. Объекты астрономии — это часть нашей жизни, они нас окружают, от нее никуда не денешься. Задача астрономии — формировать научную картину мира у ребенка. Это может делать школа, может планетарий, что он и делает. Но астрономия нужна не как предмет, интегрированный в разные курсы, в «Окружающий мир», природоведение, географию и физику. У нас нет системного курса, это разрозненные сведения, и у ребенка не складывается научная картина мира, то, что мы называем мировоззрением.

Никакая другая наука не формирует мировоззрение. Чтобы у человека был правильный взгляд на мир и ясное представление о том, как он устроен, нужна астрономия.

И если она вернется, как было раньше, 35 часов в год, это будет великое счастье.

Степан Санников, преподаватель астрономии в Филипповской школе:

— У поколения, родившегося в конце нулевых годов, в семьях появляется хорошая традиция обучения различным естественнонаучным дисциплинам.

Даже дети дошкольного возраста интересуются этой наукой, причем интерес довольно серьезный, у меня есть второклассник, который знает, что такое сингулярность.

И вот таких детей нельзя потерять.

— Какие технические сложности встанут на пути возвращении курса астрономии?

Фаина Рублева, научный директор Московского планетария:

— Ясно, что это произойдет не среди четверти, думаю, пройдет два-три года, не раньше.

И это хорошо, потому что нужен сертифицированный учебник. Его напишут, такие учебники пишет, например, Анатолий Засов из ГАИШ МГУ, но они не сертифицированы, потому что нет заказчика. Как только в школу войдет предмет, будет заказ и будет учебник. Вторая проблема — нет учителей астрономии, в пединститутах эту кафедру убрали. Нужно подготовить учителей. Наш планетарий берет эту проблему на себя. И третья проблема, решить которую не в наших силах, — необходимость убрать какой-то другой предмет. Если департаменты образования и министерство примут решение убрать военное дело, это будет прекрасно.

Астрономию надо вводить не раньше 10-го класса, это точная наука, она базируется на математическом аппарате, у ребенка должен быть соответствующий аппарат и мышление, чтобы охватить вопросы.

Владимир Сурдин, старший научный сотрудник ГАИШ МГУ:

— Астрономия в советских учебниках абсолютно устарела, сейчас я редактирую книжку о Солнечной системе, первое ее издание было еще семь лет назад, и я с трудом делаю из нее новую книгу. Потому что на каждой странице надо все переписывать, астрономия — очень динамичная наука, в которой постоянно происходят новые открытия. Уверен, что курс введут не в этом и не в следующем году, так как уже десять лет, как пединституты не готовят учителей физики и астрономии. Надо начинать с подготовки учителей, на что понадобится года три-четыре как минимум. Поскольку астрономия осталась как факультативный предмет, учебники есть, и они продолжали выходить. И если сейчас родители настаивают на ее преподавании, ее преподают.

Но в Москве из 2 тыс. я знаю от силы 20 школ, в которых астрономию преподают. Еще 20 — по всей России.

Степан Санников, преподаватель астрономии в Филипповской школе:

— Вернуть астрономию можно в любом виде, в любой класс, трудность в том, что ее некому будет преподавать. Я ее преподаю сразу в трех школах. Потому что преподаватели географии, физики и других естественных наук ее не берутся преподавать. Вторая проблема — отсутствие учебных пособий. Мы ищем какие-то книги, распечатки, наглядные материалы. Непонятно, в каких классах ее вводить. На мой взгляд, вводить ее в 11-м классе не совсем правильно. Не все ребята в 11-м классе будут связывать свою жизнь с астрономией или смежными вещами. Разумно ее вводить не в выпускных классах.

Читайте также: