Все члены экипажа погибли. В США и Израиле объявлен национальный траур.
1 февраля 2003 года шаттл «Колумбия» разрушился в плотных слоях атмосферы при сходе с орбиты.
11 лет назад, 1 февраля 2003 года, при возвращении на Землю из своего 28-го полета потерпел крушение космический челнок «Колумбия» с семью астронавтами на борту.
На борту шаттла находились шестеро американцев и один израильтянин.
1. Рик Д. Хазбанд, капитан. Ему было 45 лет, это был его второй полет в космос.
2. Уильям МакКул, пилот. Ему было 40 лет, это был его второй полет.
3. Майкл П. Андерсон. Отвечал за научные исследования, проводившиеся на Columbia. Ему было 42 года. В 1998 году он уже побывал на орбите.
4. Дэвид М. Браун, медик. Ему было 46 лет. Это был его первый полет. Браун — летчик, военный врач. Проводил различные эксперименты, в том числе по биологии.
5. Калпана Чаула, исследователь. Ей было 42 года. Она родилась в Индии. Получила докторскую степень по технологии полетов в космос.
6. Лорел Кларк, исследователь. Ей исполнился 41 год. Это был ее первый полет. Принимала участие в различных экспериментах по биологии.
7. Илан Рамон, исследователь. Ему было 47 лет. Рамон — первый израильтянин, побывавший в космосе.
16 января 2003 года американский комический корабль «Колумбия» отправился на орбиту для проведения комплекса научных экспериментов. 16-дневное пребывание «Колумбии» на орбите было полностью посвящено проведению научных экспериментов. Программой полета было запланировано около 80 экспериментов, в том числе исследования по воздействию состояния невесомости на физиологию человека, на рост кристаллов, а также изучение погодных явлений на Земле.
Во время старта были предприняты беспрецедентные меры безопасности в связи с тем, что на борту «челнока» находился первый израильский астронавт Илан Рамон, один из лучших в Израиле боевых пилотов. В небо на всякий случай были подняты истребители. Они контролировали воздушное пространство в радиусе 40 километров от космодрома. Морские корабли держали под охраной акваторию шириной в 50 километров. Однако с обеспечением безопасности полета с технической точки зрения все было не так благополучно.
Полет шаттла «Колумбия» называли самым неординарным космическим полетом NASA за последнее время. Его старт переносился несколько раз (он должен был стартовать еще в августе 2002 года, следующая дата старта была назначена на ноябрь). Накануне обсуждался вопрос о наличии в «Колумбии» микротрещин. В системе охлаждения корабля были обнаружены неполадки, но это обстоятельство было признано безопасным для членов экипажа.
Полет ценой в одну плитку
Судьба шаттла «Колумбия», по сути, решилась не при входе в атмосферу 1 февраля 2003 года, а еще на 86-й секунде после старта. Из-за вибраций от обшивки внешнего топливного бака отлетела плитка теплоизоляционной пены.
Этот факт был зафиксирован видеозаписью, которую спустя два часа после старта отсмотрели, но не нашли в ней ничего криминального. Как минимум при четырех стартах шаттлов уже происходили подобные вещи.
Однако, как выяснилось уже после катастрофы, отлетела теплоизоляция крайне неудачно: плитка врезала прямо по композитной панели на левом крыле «Колумбии». В результате в упрочненном композите образовалась дыра ориентировочным размером 15-25 см.
1 февраля 2003 года шаттл «Колумбия» разрушился в плотных слоях атмосферы при сходе с орбиты. Причиной стал дефект в термозащитном покрытии на передней кромке крыла, образовавшийся от удара оторвавшегося куска термоизоляционной пены топливного бака при старте «Колумбии». При сходе с орбиты в плотных слоях атмосферы в месте дефекта произошел перегрев корпуса сверх допустимого, что и привело к разрушению корпуса корабля.
Разгерметизация кабины произошла столь стремительно, что члены экипажа потеряли сознание до того, как успели включиться в средства защиты.
У троих астронавтов, например, в момент катастрофы отсутствовали перчатки. Это старая история: работать с переключателями приборных досок шаттлов в перчатках сложно, поэтому их как бы положено надевать, но на самом деле происходит это далеко не всегда.
Один из астронавтов сидел без шлема, а щитки шлемов не были закрыты ни у кого. Причина в том, что закрытие щитка автоматически включает подачу в скафандр кислородной смеси, а это может приводить к утечкам кислорода в атмосферу кабины и опасности пожара. После того, как в 1967 году на тренировке в «Аполлоне-1» сгорели три человека, американские астронавты крайне настороженно относятся к кислородному оборудованию.
Последствия
После крушения «Колумбии», НАСА приостановило программу космических шаттлов до полного расследования причин катастрофы. Полеты возобновились в 2005 году, а в 2011 году программа была полностью закрыта.