Мы живем все в галактике, состоящей из более двухсот миллиардов звезд. В ширину достигает Млечный Путь ста тысяч световых лет. А ширина самой крупной, из сегодня известных галактик IC 1101, равняется шести миллионам световых лет. Масса же ее превышает солнечную в сто триллионов раз.
Самой же маленькой, едва различимой, считается Segue 2, содержащая не более тысячи звезд. В диаметре она достигает всего ста пятидесяти световых лет. Почему ее относят к галактике, а множество звездных скоплений, вращающихся вокруг нашего Млечного Пути, с огромным количеством звезд, принадлежат к скоплениям шаровым?
Причина кроется в гравитационной связи, которая отсутствует у последних, но играет важную роль, мешая звездам покинуть галактику. Удивителен и факт, что скорость вращения звезд, которая связывает их гравитационно, в двести раз больше некого предела (1 км/час). Это «проделки» темной материи.
На примере Segue 2 это хорошо видно. Масса ее в шестьсот тысяч раз больше солнечной. Значит, огромную часть составляет темная материя, которой в крохотной галактике этой так много, что ее сравнивать можно со скоплением темной материи с «застрявшим» в ней небольшим количеством старых звезд. Чем меньше размеры галактики, тем и материала, необходимого для формирования звезд, меньше. Однако, тем большая роль отводится темной материи в поддержании гравитационной связи.