Для Venus Express уходящий год был очень интересным. Для научных целей его несколько месяцев назад намеренно погрузили диспетчеры в атмосферу планеты Венера. Проведение столь смелого маневра получило одобрение, поскольку миссия космического корабля близилась к завершению, после его восьмилетнего пребывания на орбите. Топлива тоже практически не осталось, поэтому корабль все равно должен будет скоро начать падение. Скорее всего, это событие произойдет в 2015 году. Но, когда именно, сказать не может никто.
Еще до новогодних праздников его постараются поднять для получения дополнительных результатов на орбиту более высокую, после чего дальнейшая судьба будет зависеть исключительно от оставшегося объема топлива.
Проведенный маневр порадовал сюрпризами. Оказалось, что изменения атмосферы намного большие, чем предполагалось. Кроме этого, диспетчеры ESA отмечают устойчивый рост давления между разными высотами, а порой и пиковые значения. Последний месяц аппарат находился на расстоянии от ста тридцати одного до 135 километров. В данный момент, оно уменьшилось до 129,1 км.
Объяснить описанные результаты можно, наверное, действием атмосферных волн, которые вызываются ветрами, с огромными скоростями распространяющимися над вереницей гор. Никогда раньше подобное не обнаруживалось на высотах, которые вдвое превышают высоту покрывающего Венеру облачного слоя.
Håkan Svedhem, ученый, принимающий участие в проекте Venus Express
Помимо этого в космическом агентстве зафиксировали, что в диапазоне высот 165-130 км атмосферная плотность увеличивается в тысячу раз, а при смене дня и ночи, она больше в четыре раза. Ученые получили результаты измерений магнитного поля Венеры и высокоэнергетичных частиц, которые пока обрабатываются.
Несмотря на то, что и в настоящее время состояние аппарата вполне удовлетворительное, его миссия подходит к концу. Пока не иссякнет топливо, корабль будет продолжать свое движение вниз и вверх. Затем он либо просто сгорит, войдя в атмосферу, либо удастся осуществить его контролируемый спуск.
Сведхем